«« Предыдущая часть документа

построить и сдать в эксплуатацию водоочистные сооружения, станции очистки сточных вод общей производительностью 4938 тыс. куб. м в сутки.
     Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированной системы управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства, другие работы.
     В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы осуществлялось оказание государственной поддержки в финансировании строительства и реконструкции 240 объектов коммунального хозяйства в 63 субъектах Российской Федерации.  
     В то же время качественного изменения ситуации достигнуть не удалось. Одна из причин этого состоит в низкой эффективности бюджетных расходов на жилищно-коммунальный сектор. В частности, в рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
     Основной целью подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания.
     В связи с поставленной целью в 2002-2005 годах решались следующие основные задачи:
     формирование законодательной и нормативной базы о признании жилых домов непригодными для проживания;
     разработка и утверждение региональных программ, касающихся переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с обязательным учетом:
     очередности сноса аварийного жилищного фонда в общей доле ветхого и аварийного жилищного фонда;
     привлечения и аккумулирования, в том числе за счет внебюджетных источников, финансовых ресурсов для реализации подпрограммы;
      решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда в годы первого этапа в основном за счет финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
     В подпрограмме участвовало 65 субъектов Российской Федерации.
     Из всех источников финансирования за 2002-2004 годы освоено 12,02 млрд. руб., из них 2,8 млрд. рублей составляют средства федерального бюджета, 6,5 млрд. Рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные) и 2,7 млрд.руб - внебюджетные источники.
     Из аварийного и ветхого жилищного фонда переселено 27 100 семей. Ликвидировано непригодных для проживания жилых домов общей площадью 630,4 тыс. кв. метров.
     Следует отметить, что реализация подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Главная причина этого - не были задействованы рыночные инструменты решения задачи, в рамках подпрограммы в первую очередь использовались средства федерального бюджета.
     Необходимость обеспечения комплексного подхода к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и  системной застройки городских территорий явилась основанием начала реализации новой подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». При этом в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» будет продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа (более 70%).
     Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной                                                                                                                                                                                                                                                                 инфраструктуры» отражает произошедшие изменения в законодательной нормативной базе реформирования жилищно-коммунального комплекса, направлена на повышение эффективности инвестиционных бюджетных расходов в этих секторах экономики и позволит создать реальные финансовые инструменты привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор. Подпрограмма соответствует приоритетам Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и призвана служить инструментом их реализации и достижения поставленных целей.


2. Характеристика проблемы

     Одним из приоритетов национальной жилищной политики России является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
     В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса России характеризуется низким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
     Причинами возникновения этих проблем являются:

· высокий уровень износа основных фондов коммунального комплекса и технологическая отсталость многих объектов коммунальной инфраструктуры;

· неэффективность существующей системы управления в коммунальном секторе, политизированные и непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
     Высокий уровень износа и технологическая отсталость основных фондов коммунального комплекса связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в обновлении и модернизации основных фондов, не формировала стимулов к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению частных инвестиций в жилищный и коммунальный секторы экономики.
     Следствием высокого износа и технологической отсталости основных фондов в коммунальном комплексе является низкое качество коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60%. В целом по России по состоянию на 01.01.2005 г. физический износ котельных составлял 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, сетей канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей ? 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86%, очистных сооружений канализации - 56,2%, трансформаторных подстанций - 56,96%.
     Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных фондов коммунальной инфраструктуры даже минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к падению надежности объектов коммунальной инфраструктуры.
     Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
     Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн т условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10-15%. Ветхое состояние теплоэнергетического хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
     Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Более 40% водопроводов с забором из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.
     Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% ? эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн куб. м в сутки. Как следствие, неочищенные или полуочищенные воды (стоки) сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
     При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа основных фондов.
     Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
     

Следующая часть документа »»