проект

Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___ ________ 2005 г. № ____




ПОДПРОГРАММА
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА», ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2002-2010 ГОДЫ




















Москва 2005






Паспорт Подпрограммы
«Обеспечение земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы


Наименование подпрограммы

Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящая в состав федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002-2010 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы, дата ее утверждения

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 г. № 1183-р

Государственный заказчик подпрограммы

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации (Росстрой)

Основные разработчики подпрограммы

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,  фонд «Институт экономики города»

Цели и задачи подпрограммы


Цель: обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Задачи:
реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в различных регионах Российской Федерации;
демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели


     Дополнительный ввод жилья от общего объема жилищного строительства как результат выполнения подпрограммы составит:
     в 2006 г. - 4,3 млн кв. м (8,5% от ввода жилья);
в 2007 г. - 7,8 млн кв.м (13,9%);
в 2008 г. - 11,8 млн кв.м (18,7%);
в 2009 г. - 16,4 млн кв.м (23,2%);
в 2010 г. - 21,3 млн кв. м (26,6%).

Сроки и этапы реализации подпрограммы

Срок реализации подпрограммы 2006 - 2010 годы, в том числе:
1 стадия (2006 - 2007 годы) - обеспечивается существенное повышение объема инвестиций для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства путем предоставления мер государственной поддержки;
2 стадия (2008 - 2010 годы) - обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в значительной степени происходит на рыночных принципах; размер государственной поддержки при кредитовании новых проектов развития коммунальной  инфраструктуры  сокращается, изменяются условия  участия в подпрограмме.

Объемы и источники финансирования подпрограммы

     Общий объем финансирования подпрограммы в 2006 - 2010 годах составит 376,9 млрд. рублей, в том числе:
     средства федерального бюджета - 27,3 млрд. рублей (2007 - 2010 годы);
     средства региональных и местных бюджетов - 29,0 млрд. рублей;
     средства частных кредиторов - 320,6 млрд. рублей.
     Кроме того:
     1) расходы федерального бюджета в 2006 году на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 1,7 млрд. рублей учтены в федеральном бюджете 2006 года вне рамок настоящей подпрограммы;
     2) в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 88,5 млрд руб., в том числе:
     в 2006 г. - 12,5 млрд рублей,
     в 2007 г. - 17,5 млрд рублей,
     в 2008 г. - 18,6 млрд. рублей,
     в 2009 г.- 19,5 млрд. рублей,
     в 2010 г. - 20,4 млрд. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

     Увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья.
     Формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития коммунальной инфраструктуры.
     Увеличение частных инвестиций в сектор жилищного строительства.
     Объем ввода жилья в результате реализации подпрограммы составит:
     в 2006 г. - 4,3 млн. кв. м
в 2007 г. - 7,8 млн. кв. м
в 2008 г. - 11,8 млн. кв. м
в 2009 г. - 16,4 млн. кв. м
в 2010 г. - 21,3 млн. кв. м
     Кроме того, в результате реализации подпрограммы будет дополнительно введено около 25 млн. кв. м жилья в период 2011 -2015 годы.

Введение


     Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие  земельных участков, обустроенных коммунальной  инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в  строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также  непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем  необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
     Муниципалитеты и застройщики отмечают завершение периода так называемой «точечной застройки» с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.
     Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной  инфраструктурой, связаны с  высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство.
     Принятый  пакет законов, направленных на повышение доступности жилья, в частности Градостроительный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса» и  «О концессионных соглашениях» сформировал законодательные условия для решения задачи развития  коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установил  распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного, в том числе, с подготовкой земельных участков для  строительства, включая жилищное, - девелопмента.
     Однако быстрая реализация принципов, заложенных в пакете законов, требует со стороны государства серьезных стимулов  для их запуска, в качестве которых будут использоваться как средства федерального бюджета, так и сформулированные требования к регионам и муниципалитетам в качестве условия участия в подпрограмме.
     Отбор участников подпрограммы будет производиться на основе выполнения (или принятия обязательств на будущий период по выполнению)  ключевых направлений государственной политики и позиций российского законодательства,  направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также  комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.
     В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» предполагается приоритетное обеспечение коммунальной инфраструктурой и  жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом. Таким образом, подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» реализуется с учетом решения задач подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», реализовывавшейся в 2002-2005 г.г..
     Следует отметить, что реализация подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Главная причина этого - не были задействованы рыночные инструменты решения задачи, в рамках подпрограммы в первую очередь использовались средства федерального бюджета. Реализация подпрограммы не обеспечила комплексного решения проблемы жилищного строительства и развития городских территорий, ориентировалась прежде всего на использование бюджетных денег для жилищного строительства на земельных участках с готовой инфраструктурой, что в свою очередь, сдерживало темпы жилищного строительства с привлечением частных средств.
     Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» обеспечит комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и  системной застройки городских территорий, а также будет способствовать  более эффективному использованию средств федерального бюджета


1. Характеристика  проблемы


     Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства основана на  формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора,  монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками  технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.
     Органы местного самоуправления, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
     В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы  финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства. Банковский сектор не имеет кредитных инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска финансировать проекты развития коммунальной  инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
     Наличие системных проблем  в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной  инфраструктурой  в целях  жилищного строительства требует программно-целевых действий со стороны государства для их решения. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать  условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.

2.Основные цели и задачи  подпрограммы


     Основной  целью подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной  инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
     Для достижения основной цели необходимо решить следующие  задачи:
     подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в различных регионах Российской Федерации, что приведет к значительному  увеличению объемов жилищного строительства;
     стимулировать регионы, активно проводящие государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивающие комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
     создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства.
     Выполнение подпрограммы включает две стадии.
     1 стадия  -2006-2007 годы. На первой стадии  существенно повысится объем инвестиций в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства путем обеспечения мер государственной поддержки этого процесса. Реализация первой стадии должна обеспечить:
     существенный рост жилищного строительства уже в 2007 году;
     подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства, на ближайшую  перспективу (2008-2009 годы);
     создание нового банковского кредитного продукта - кредитование органов местного самоуправления, застройщиков и организаций коммунального комплекса на развитие коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства.
     2 стадия - 2008-2010 годы. На второй стадии развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на рыночных принципах. Доля государственных (муниципальных) гарантий и размеры субсидирования процентов в кредитовании новых проектов обеспечения земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства будет сокращаться, изменятся условия  участия в подпрограмме. При этом федеральный, региональные и местные бюджеты выполняют ранее принятые на себя обязательства по содействию реализации проектов, реализация которых начата в рамках 1-ой стадии подпрограммы.
     На первой стадии реализации подпрограммы  мерами государственной поддержки будут обеспечиваться проекты по обеспечению земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства, реализуемые в различных организационно-правовых формах. С 2008 года  в целях активизации рыночных процессов упор будет сделан на  две организационные формы, когда задачи обеспечения развития коммунальной инфраструктуры берут на себя хозяйствующие субъекты - застройщики (девелоперы) или организации коммунального комплекса.
     В рамках подпрограммы  в 2006-2010 г.г. будут  реализованы инвестиционные  проекты в различных регионах России по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства с привлечением кредитных средств на общую сумму 320,6  млрд.руб., что обеспечит дополнительный ввод жилья в размере 61,6 млн. кв.метров. При этом на первой стадии дополнительный ввод жилья за счет реализации мер подпрограммы составит 12,1 млн. кв. м, или 11,3 % от прогнозируемого ввода жилья, а на второй - 49,5  млн.кв.м, или 23,2 %. При этом за пределами реализации подпрограммы после 2010 года за счет реализации проектов в рамках подпрограммы будет обеспечен дополнительный ввод жилья в размере около 25 млн кв. метров.
Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы может быть досрочное достижение целей и выполнение задач подпрограммы, а также изменение государственной жилищной политики и законодательства Российской Федерации.

3. Перечень подпрограммных мероприятий


     Бюджетно-финансовые мероприятия подпрограммы, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков в целях жилищного строительства коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства и обеспечить условия для адекватного увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
     В рамках подпрограммы будут реализованы меры по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации, а также по субсидированию за счет средств федерального бюджета процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства при  выполнении субъектами Российской Федерации и муниципалитетами - кандидатами на участие в подпрограмме условий, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также  комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.
     Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации для реализации проектов в каждом субъекте Российской Федерации будет не больше общего объема собственных средств регионального и местных бюджетов и размера государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий на оказание аналогичных мер поддержки в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков  коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в каждом из субъектов Российской Федерации. При этом возможны различные сочетания мер поддержки инвестиционных проектов на региональном (местном) и федеральном уровнях. Например, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (муниципалитеты) могут предоставлять частичные гарантии  и субсидировать процентные ставки как по одним и тем же кредитам, так и по разным кредитам.
     Необходимым требованием подпрограммы  является использование государственных гарантий как Российской Федерации, так и государственных гарантий субъектов Российской Федерации (муниципальных гарантий) только для частичного обеспечения  каждого из кредитов на финансирование инвестиционного проекта с целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами. По требованию банков - кредиторов заемщиком может быть предоставлено дополнительное обеспечение на часть кредита, не обеспеченную государственными или муниципальными гарантиями,  или риски по возврату этой части кредита может принимать на себя  банк - кредитор.
     Общий объем государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий по кредитам, предоставленным в 2006 году, не может быть более 80% основной суммы долга; по кредитам, предоставленным в 2007 году, - более 65%; по кредитам, предоставленным в 2008-2010 годах, - более 50%.
     Субсидирование процентов по кредитам за счет средств федерального  и региональных (муниципальных) бюджетов будет производиться на весь период кредита из расчета максимального снижения рыночных процентов по кредитам, выданным в 2006 году, - на 80%; по кредитам, выданным в 2007 году, - на 65%; по кредитам, выданным в 2008 - 2010 годам, - на 50%. Расчет величины расходов на субсидирование процентов на 2006 г. исходит из расчетной величины процентной ставки по кредитам 14%, то есть для заемщика она может быть снижена до 2,8%. В дальнейшем субсидированная процентная ставка будет также зависеть от рыночной ставки. Кредиты, предоставляемые по процентной ставке выше рыночной, субсидироваться не будут.
_________________________
(1) Средний предполагаемый срок кредита - 5 лет.

     Государственные гарантии Российской Федерации по кредитам,  предоставляемым в период реализации подпрограммы в 2006-2010 годах,  а также средства федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по этим кредитам должны быть предусмотрены в необходимом объеме на часть кредитного периода в пределах срока действия подпрограммы, то есть до 2010 г. включительно. В федеральных бюджетах последующих лет будут предусматриваться средства на исполнение обязательств по субсидированию процентов по кредитам, принятых в период действия подпрограммы и выходящих за 2010 год. Обязательства по государственным гарантиям Российской Федерации будут также распространяться на срок кредитов, выходящих за 2010 год. Аналогичный подход должен быть обеспечен и по обязательства субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
     Источниками средств погашения кредита на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства могут быть  как средства от продажи (переуступки права аренды) земельного участка, обеспеченного коммунальной инфраструктурой, средства от продажи жилья в последующие периоды, так и регулируемые муниципалитетами тарифы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
     Организационные мероприятия в рамках подпрограммы будут направлены на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве; реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования; развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам; внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой; внедрение механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки.
     Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
     Успешная реализация подпрограммы в значительной степени зависит от методической помощи, которую федеральный центр будет оказывать участникам подпрограммы в решении задач реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и  увеличения объемов жилищного строительства. На первой стадии выполнения подпрограммы будут разработаны:
     методические рекомендации по подготовке проектов планировки территорий для формирования документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки в целях жилищного строительства,
     методические материалы по подготовке инвестиционных проектов по обеспечению коммунальной инфраструктурой  земельных участков в целях жилищного строительства;
     методические материалы по подготовке комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом прогнозов жилищного и промышленного строительства;
     методические материалы по формированию тарифов на подключение в системам коммунальной инфраструктуры;
     методическое обеспечение для анализа инвестиционных рисков проектов  развития коммунальной инфраструктуры.

4. Ресурсное обеспечение подпрограммы


     Общий объем финансирования подпрограммы в 2006 - 2010 годах составит 376,9 млрд. рублей, в том числе:
     средства федерального бюджета - 27,3 млрд. рублей (2007 - 2010 годы);
     средства региональных и местных бюджетов - 29,0 млрд. рублей;
     средства частных кредиторов - 320,6 млрд. рублей.
     В 2007 - 2010 годах средства федерального бюджета в размере 27,3 млрд. рублей будут расходоваться на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в том числе в 2007 году - 3,8 млрд. рублей, в 2008 году - 5,9 млрд. рублей, в 2009 году - 7,9 млрд. рублей, в 2010 году - 9,7 млрд. рублей.
     Кроме того:
     1) расходы федерального бюджета в 2006 году на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 1,7 млрд. рублей учтены в федеральном бюджете 2006 года вне рамок настоящей подпрограммы;
     2) в 2006 - 2010 годах предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в общем объеме 88,5 млрд. рублей, в том числе в 2006 году - 12,5 млрд. рублей, в 2007 году - 17,5 млрд. рублей, в 2008 году - 18,6 млрд. рублей, в 2009 году - 19,5 млрд. рублей, в 2010 году - 20,4 млрд. рублей. Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются в рамках Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на соответствующий год.
     Конкретные объемы расходов на субсидирование процентных ставок по кредитам и объемы обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации будут зависеть от сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок и других факторов. Обоснование расходов на субсидирование процентных ставок по кредитам основано на следующем прогнозе рыночной процентной ставки по данным видам кредитов: в 2006 году - 14%, в 2007 году - 12%, в 2008 году - 11%, в 2009 году - 10%, в 2010 году - 9%.
     Динамика распределения требуемой государственной (муниципальной) поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, пока не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. После 2010 года не планируется оказывать федеральную поддержку по вновь предоставляемым кредитам на подготовку земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. Средства частных инвесторов и кредиторов на эти цели будут  привлекаться на рыночных условиях. При этом после 2010 года останутся принятые ранее в рамках подпрограммы обязательства по государственным  гарантиям Российской Федерации и субсидированию процентов по кредитам, срок погашения которых выходит за рамки периода реализации подпрограммы. Аналогичные обязательства должны будут выполняться и субъектами Российской Федерации, и муниципалитетами.

5. Механизм реализации подпрограммы


     Отбор субъектов Российской Федерации  для участия в подпрограмме и проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства для реализации в рамках подпрограммы будет производиться на конкурсной основе с учетом их соответствия условиям подпрограммы и оценочным критериям.
     Эффективные механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства  подразумевают привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и должны предусматривать меры по повышению привлекательности  их кредитования. В настоящих условиях  в рамках выполнения подпрограммы повышение привлекательности финансирования обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства  будет  обеспечено мерами государственной поддержки, такими как субсидирование процентов по кредитам и предоставление бюджетных гарантий.
     Организационные механизмы выполнения подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения  коммунальной  инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства и ориентироваться на рыночные инструменты решения  проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.  Возможны различные организационные механизмы развития коммунальных  сетей для обеспечения земельных участков, предназначенных для  жилищного строительства, удовлетворяющие названным требованиям,  и подпрограмма предусматривает  возможность государственной поддержки каждого из этих механизмов.  В зависимости от конкретной ситуации ответственность за обеспечение  коммунальной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства может быть возложена на органы местного самоуправления, на застройщиков, которые могут выступать и в роли девелоперов,  или на организации коммунального комплекса, например, на частные компании, управляющие системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений.
     В соответствии с таким общим подходом  заемщиками в реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса  или застройщики. Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи земельных участков (переуступки прав на земельные участки), установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи построенного жилья. Возможно делегирование муниципалитетами ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности по обустройству территорий инженерно-коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства (девелопмент).
     Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков с одной стороны, может снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется,  с  другой стороны, - решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и частных средств.
     Отбор субъектов Российской Федерации - участников подпрограммы будет производиться ежегодно в рамках конкурса, проводимого Государственным заказчиком подпрограммы, на основе выполнения (или принятия обязательств по выполнению) условий  участия в подпрограмме для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, где будут реализовываться предлагаемые инвестиционные проекты.
     В  качестве  условий участия в подпрограмме для субъекта Российской Федерации будут использоваться, в первую очередь, следующие показатели бюджетной дисциплины:
     отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом по займам, предоставленным за счет кредитов международных финансовых организаций, включая просроченную задолженность по гарантиям и поручительствам;
     отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий федерального бюджета.
     Другие показатели исполнения бюджета субъектов Российской Федерации должны соответствовать следующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации:
     предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
     предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации без учета поступлений от продажи имущества не должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета;
     текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации;     предельный объем расходов на обслуживание государственного долга не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
     Дополнительные показатели бюджетной дисциплины могут быть установлены порядком предоставления государственных гарантий Российской Федерации и субсидирования процентов по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
     Кроме того,  при отборе регионов могут использоваться и другие  условия:
     объемы ввода жилья в регионе на 1000 человек;
     индекс доступности приобретения жилья в регионе;
     использование мощности систем коммунальной инфраструктуры в городах и поселках городского типа, заявленных на участие в подпрограмме региона, в процентах от общей установленной производственной мощности;
     удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде в городах и поселках городского типа, заявленных на участие в подпрограмме региона.
     Государственным заказчиком подпрограммы ежегодно могут устанавливаться значения указанных выше показателей, дифференцированные по субъектам Российской Федерации.
     Для муниципальных образований, реализовывающих  инвестиционные проекты, будут выдвигаться условия, направленные на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также  комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. С этой целью в качестве условий участия в подпрограмме выдвигаются требования  разработки и принятия  на муниципальном уровне  основных нормативных правовых документов, а также реализации необходимых мероприятий, включая:
     подготовку проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства,
     принятие правил землепользования и застройки,
     принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,
     введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
     Такой подход обеспечит  реализацию  на практике  конкурентного механизма предоставления на открытых аукционах застройщикам для целей жилищного строительства сформированных земельных участков до начала строительно-инвестиционного процесса, создаст прозрачные и равные условия доступа застройщиков к системам коммунальной инфраструктуры.
     Муниципалитеты, заинтересованные в увеличении объемов жилищного строительства, должны будут обеспечивать предложение земельных участков для жилищного строительства, обустройство которых базовой коммунальной инфраструктурой завершено, завершается или планируется.
     Условия, которым должны соответствовать муниципальные образования, где будут реализовываться инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации подпрограммы (см.  Таблицу 1).

Таблица 1

Условия  реализации  в подпрограмме проектов обеспечения земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства


Годы реализации подпрограммы

Условия, которым должна соответствовать заявка, представляемая на рассмотрение Государственному заказчику

2006 год

     Наличие:
     утвержденного проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства, или обязательство утвердить такой проект до 30.09.06 ;
     решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки или обязательство по принятию такого плана  не позднее 30.10.06 (при отсутствии правил на день подачи заявки);
     решения соответствующего органа местного самоуправления о подготовке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры или обязательство по принятию такого решения не позднее 30.06.06.

2007 год

     Наличие:
     утвержденного не позднее 30.03.07 проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства;
     решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и обязательства по принятию принятия правил не позднее 31.10.07 (при отсутствии правил на день подачи заявки);
     программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры или решения соответствующего органа местного самоуправления о подготовке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
     утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства или обязательства по принятию такого пакета до 1.09.07.
     Введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение или обязательство по введению такой платы с 1.01 08.

2008 год

     Наличие:
     утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
     решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и обязательства по принятию правил не позднее 31.06.08 (при отсутствии правил на день подачи заявки);
     утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
     Введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.

2009 год

     Наличие:
     утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
     вступивших в действие правил землепользования и застройки;
     утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
     Введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение .

2010 год

     Наличие:
     утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
     вступивших в действие правил землепользования и застройки;
     утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры.
     Введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.

     
     В качестве критерия для ранжирования заявок регионов будет использоваться максимальное отношение планируемого ввода квадратных метров жилья  с использованием средств федеральной поддержки к размеру средств федеральной поддержки.
     Заявка от субъекта Российской Федерации, который имеет намерение участвовать в настоящей подпрограмме должна включать:
     предоставление письменных обязательств субъекта Российской Федерации и возможно органов местного самоуправления по финансированию подпрограммы и предоставлению государственных гарантий субъектов Российской Федерации (муниципальных гарантий) с обязательствами по вводу жилья в 2006-2007гг. и до 2010 г. включительно с использованием указанных мер поддержки на региональном и местном уровнях обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
     предоставление краткого описания планируемых к реализации  проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства с указанием основных параметров проектов, в том числе - примерного общего бюджета проектов, размеров требуемой федеральной поддержки, объемов и сроков ввода жилья на соответствующих площадках;
     требуемые сведения об инициаторах проектов - потенциальных заемщиках кредитных средств на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
     подтвержденные намерения банков принимать участие в кредитовании проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства после анализа бизнес-планов проектов с указанием примерных возможных объемов и условий кредитования.
     Участниками подпрограммы  на текущий финансовый год становятся субъекты Российской Федерации, имеющие лучшие значения   критерия - максимальное отношение планируемого ввода квадратных метров жилья  с использованием средств федеральной поддержки к размеру средств федеральной поддержки.
     Число субъектов Российской Федерации - участников подпрограммы определяется с учетом объемов выделенных  средств федерального бюджета и предусмотренных размеров государственных гарантий Российской Федерации,  принятых в предыдущие годы обязательств по размерам федеральной поддержки, а также размеров запрашиваемой финансовой поддержки регионами, имеющими лучшие значения установленного критерия отбора.
     Средства федерального бюджета направляются на финансирование проектов после заключения Государственным заказчиком соглашения с субъектом Российской Федерации при условии, если в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) предусмотрены средства и гарантии для реализации подпрограммы.
     Банки - российские кредитные организации, претендующие на участие в подпрограмме, должны удовлетворять следующим условиям:
     период деятельности банка - не менее трех лет;
     отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
     выполнение обязательных нормативов, установленных инструкцией Центрального банка Российской Федерации  «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 №110-И;
     отсутствие убытков за последний отчетный год;
     размер собственного капитала - не менее 1 млрд. рублей;
     уставный капитал - не менее 500 млн. рублей.
     Отбор проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и заемщиков, которым предоставляются государственные гарантии Российской Федерации, проводится Государственным заказчиком по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Приоритет будет отдаваться проектам, обеспечивающим максимальные объемы жилищного строительства в минимальные сроки при минимальных объемах необходимой государственной поддержки.
     Договоры по финансированию инвестиционных проектов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и субсидированием процентов по кредитам за счет средств федерального бюджета должны быть подписаны после оценки банками - кредиторами кредитных заявок, но не позднее трех месяцев после подведения итогов конкурса.
     Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации и субсидирования процентов по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, будет утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.
     Государственный заказчик подпрограммы осуществляет:
     общее руководство и управление реализацией подпрограммы;
     организацию конкурсов по отбору субъектов Российской Федерации - участников подпрограммы и проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
     координацию и контроль за деятельностью  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и юридических лиц по реализации подпрограммы в части исполнения ими положений подпрограммы.

6. Оценка социально-экономической  эффективности подпрограммы


     В результате реализации мер подпрограммы по поддержке кредитования проектов по обеспечению земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой на федеральном, региональном и местном уровнях будет привлечено 320,6 млрд. рублей кредитных средств банков, в том числе в 2006 году - 30,4 млрд. рублей; в 2007 году - 53,8 млрд. рублей, в 2008 году - 76,4 млрд. рублей, в 2009 году - 80,0 млрд. рублей, в 2010 году - 80,0 млрд. рублей.
     Меры подпрограммы, которые будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в рамках реализации подпрограммы, обеспечат дополнительный ввод в объеме 61,6 млн кв.метров общей площади жилья (19,2% жилья в среднем за период выполнения программы), в том числе:
     в 2006 г. 4,3 млн. кв. м, или 8,5% прогнозируемого объема жилищного строительства,
     в 2007 г. - 7,8 млн. кв. м (13,9 %),
     в 2008 г. - 11,8 млн. кв. м (18,7%),
     в 2009 г. - 16,4 млн. кв. м (23,2%),
      в 2010 г. - 21,3  млн. кв. м (26,60%).
     В 2011 - 2015 с использованием коммунальной инфраструктуры, построенной за счет кредитов, выданных в рамках подпрограммы, будет построено около 25 млн. кв.м жилья. Кроме того, создание рыночный механизмов финансирования процесса обеспечения земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства  обеспечит снижение стоимости жилищного строительства и вовлечет в процесс строительства новые площадки.
     Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации подпрограммы будет производиться на основе соответствующих  целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 -2010 годы по направлению «Развитие жилищного строительства», которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижения намеченных целей в рамках подпрограммы  за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач, проводимых мероприятий.
     Мониторинг реализации подпрограммы в рамках реализации в целом Федеральной целевой программы «Жилище» будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах Государственному заказчику до 1 февраля года, следующего за отчетным.
     Успешная реализация подпрограммы  позволит обеспечить в 2010 году:
     увеличение объемов жилищного строительства до 80 млн.кв.м в год, то есть в два раза по сравнению с 2004 годом;
     развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье;
     формирование эффективных механизмов градорегулирования и развития коммунальной инфраструктуры;
     увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.
     Общий объем ввода жилья за период составит не менее 320,8 млн. кв. м, в том числе:
     в 2006 году - 50,8 млн.кв.м;
     в 2007 году - 56,3 млн.кв.м;
     в 2008 году - 63,1 млн.кв.м;
     в 2009 году -70,6 млн.кв.м;
     в 2010 году -80,0 млн.кв.м.

Приложение № 1
к подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной   инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы


Основные мероприятия, обеспечивающие реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище»
на 2002 - 2010 годы



Содержание

Срок исполнения

Исполнитель

1.

Разработка порядка предоставления государственных гарантий Российской Федерации и субсидирования процентов по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства

2005

Минфин России, Минрегион России,
Росстрой

2.

Установление с учетом дифференциации по регионам условий участия в подпрограмме субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, банков, заемщиков

Ежегодно

Росстрой

3.

Внедрение  методических рекомендаций и содействие в подготовке проектов планировки территорий для формирования пакетов документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки для жилищного строительства

2006 - 2007

Росстрой

4.

Внедрение  методических рекомендаций для подготовки инвестиционных проектов по обеспечению коммунальной инфраструктурой  земельных участков в целях жилищного строительства

2006

Росстрой

5.

Внедрение  методического обеспечения для анализа инвестиционных рисков проектов кредитования обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства

2006 -2007

Росстрой

6.

Отбор инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на региональном уровне  

Ежегодно

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

7.

Отбор субъектов Российской Федерации и инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, обеспеченных мерами федеральной поддержки  

Ежегодно

Росстрой

8.

Контроль за заключением кредитных договоров, обеспеченных государственными (муниципальными) гарантиями, на условиях субсидирования процентов за счет бюджетных средств

Ежегодно

Росстрой

9.

Реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства за счет кредитных средств

2006 - 2010

Заемщики, банки

10.

Мониторинг реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и строительства жилья на данных площадках

2006 - 2010

Росстрой

11.

Оценка выполнения инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства и строительства жилья на данных площадках

2007 - 2010

Росстрой


Приложение № 2
к подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной  инфраструктурой в целях жилищного строительства» , входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы


Ожидаемые результаты выполнения подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы



Показатели

Ед.изм

2006

2007

2008

2009

2010

1

Объем дополнительного ввода жилья

млн.кв.м

4,3

7,8

11,8

16,4

21,3

2

Объем дополнительного ввода жилья от общего ввода

%

8,5

13,9

18,7

23,2

26,6







































Приложение № 3
к подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы


Объем финансирования подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» в 2006 - 2010 годах
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

Источники и направления финансирования

2006 - 2010 годы всего

В том числе

  

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Средства федерального бюджета

27 300

0*

3 800

5 900

7 900

9 700

из них

      

субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства

27 300

0*

3 800

5 900

7 900

9 700

Средства региональных и местных бюджетов на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства

29 000

1 700

3 800

5 900

7 900

9 700

Средства частных кредиторов

320 600

30 400

53 800

76 400

80 000

80 000

Итого финансирование по подпрограмме

376 900

32 100

61 400

88 200

95 800

99 400

* Расходы федерального бюджета в 2006 году на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в размере 1,7 млрд. рублей учтены в федеральном бюджете 2006 года вне рамок настоящей подпрограммы.