СОЗДАНИЕ СИСТЕМ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА НАСЕЛЕНИЯ К ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОПЫТ РОССИИ И БЕЛАРУСИ
А.А.ДЕМИДОВ, М.Н.САТОЛИНА, Л.Н.ДОРОГОВА
В статье анализируются опыт создания, работы, перспективные направления развития сети публичных центров правовой информации в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Опыт России и Беларуси по созданию системы открытого доступа населения к правовой информации во многом показателен и интересен.
Ситуация в России такова. Формирование правового государства и гражданского общества в стране упирается в правовой нигилизм, низкую правовую культуру и неразвитое правосознание населения. Одной из общих причин этого является отсутствие широкого общественного доступа к официальным документам и иной актуальной правовой информации. В рамках реализации правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации на сегодняшний день в государстве создана основа единой системы информационно-правового обеспечения деятельности органов государственной и муниципальной власти. Целостная система информационно-правового обеспечения всего населения пока еще отсутствует. В этих условиях назрела необходимость разработки комплекса мер концептуального, методологического, организационного и правового характера по созданию такой системы.
Общедоступные библиотеки России всегда стараются реагировать на актуальные потребности и запросы общества. В их деятельности в соответствии с общественными приоритетами постоянно появляются новые задачи и формы работы. Новым направлением для российских библиотек (как, впрочем, и для белорусских) стало участие в правовой информатизации общества и обеспечение доступа граждан, государственных, коммерческих и общественных структур к правовой информации.
В России к 1998 г. сложились мощные государственные и коммерческие структуры, создающие правовые банки данных и предоставляющие их для широкого круга пользователей. Однако систематическое правовое информирование и просвещение населения в этой деятельности отсутствовали. Необходимость создания такой системы и привела к разработке программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек», так или иначе задействующей в процессе правового просвещения 48,5 тысячи библиотек.
Названная программа действует с 1998 года и осуществляется совместно Минкультуры России, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ, теперь - Спецсвязь России) и Российским фондом правовых реформ (РФПР) при участии других государственных, коммерческих и неправительственных организаций. С 2002 г. к этой программе присоединился Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Минкультуры организовало создание ПЦПИ на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации, имеющих необходимую организационную и техническую базу, содействует открытию ПЦПИ в библиотеках муниципального уровня. Библиотеки предоставили помещения, выделили специалистов, обладающих знаниями и навыками в области справочно-информационного обслуживания населения, создали комплексную систему обслуживания граждан и организаций по правовой тематике. РФПР профинансировал закупку оборудования для открываемых ПЦПИ, обеспечил проведение конференций и семинаров, а также выпуск методических материалов по вопросам создания центров. ФАПСИ на безвозмездной основе предоставило базы правовой информации, содержащие официальные документы на электронных носителях, каналы связи, а также обеспечило привлечение специалистов в области информатизации.
Активное участие в реализации программы принимают органы власти субъектов Российской Федерации. Ими приняты акты о создании центров, выделяются дополнительные ставки для библиотек, предоставляются каналы связи, оказывается финансовая, информационно-правовая и иная поддержка.
Важную роль играют также высшие учебные заведения юридической направленности, средства массовой информации, коммерческие фирмы, занятые производством и распространением правовых баз данных (особенно «Консультант Плюс» и «Кодекс»). С этими фирмами Министерство заключило соглашения о взаимном сотрудничестве.
К настоящему времени центры открыты в 1200 библиотеках, школах, вузах и др. учреждениях, четырех федеральных и практически во всех региональных научных библиотеках. Достигнутые результаты стали возможными только благодаря огромной востребованности центров властными структурами всех уровней и населением.
Уникален правовой центр, созданный при финансовой поддержке института «Открытое общество», участии Минкультуры России, ФАПСИ, РФПР и национальной медицинской библиотеки в Главном клиническом госпитале Федеральной пограничной службы, в котором проходят реабилитацию военнослужащие из горячих точек.
Развитие настоящей программы способствовало формированию региональных программ правовой информатизации, предусматривающих создание разветвленной сети центров и абонентских пунктов в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках, научных и учебных заведениях.
Активно развивается этот процесс в Республиках Чувашия, Саха (Якутия), Краснодарском и Ставропольском краях, Пермской, Смоленской, Брянской, Кемеровской, Мурманской, Белгородской, Тульской областях.
Например, в ходе реализации проекта «Правовая информатизация Смоленской области» на единой программно-технической основе в области создано около 200 публичных центров и пунктов доступа к правовой информации и отработана технология ее актуализации.
При организации и создании Пермской региональной сети ПЦПИ очень тщательно проработана правовая основа функционирования центров во всех районах области, их взаимоотношений с органами власти и, что самое главное, на месте получена значительная финансовая помощь.
Начато развитие центров правовой информации в специализированных библиотеках для детей и юношества. Одним из первых при поддержке фирмы «Кодекс» был открыт центр на базе центральной городской детской библиотеки в Санкт-Петербурге.
Через проект РФПР «Правовое образование в школе» сделаны важные шаги по включению детских и юношеских библиотек в процесс создания таких центров. РФПР выделил этим библиотекам 150 комплектов учебников для 7-11 классов по основам правовой грамотности для школьников. Министерством культуры поддержаны проекты создания информационно-правовых центров в Новосибирской и Пензенской юношеских, а также Алтайской, Амурской, Калининградской, Нижегородской, Смоленской и Свердловской детских библиотеках.
Министерством поддержаны проекты по открытию ПЦПИ на базе центральных региональных библиотек Тывы, Северной Осетии, Ямало-Ненецкого округа, Амурской, Ивановской областей, а также центров правовой и муниципальной информации в ЦБС Карелии, Татарии, Чувашии, Ставропольском крае, Белгородской, Владимирской, Новгородской, Пермской областях. Ежегодно Министерство организует централизованную закупку и поставку в действующие центры новейшей правовой литературы.
Наряду с финансовой поддержкой отдельных центров Министерство объявило об участии в программе ИОО «Сельская библиотека». В рамках этого проекта предусматривается открытие ПЦПИ на базе 17 ЦБС регионов, входящих в центральный федеральный округ. При помощи РФПР и Московского общественного научного фонда этим библиотекам уже выделена большая партия юридической литературы.
Весной 2002 года первый центр правовой информации был открыт в тюрьме - печально известном «Владимирском централе».
Какие основные выводы можно сделать по результатам опыта правовой информатизации в Российской Федерации?
В апреле 2003 года в ЮНЕСКО была проведена презентация программ ПЦПИ как примера позитивного опыта России в строительстве правового и свободного информационного общества. Программа ПЦПИ является ярким примером реализации положений Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России в части обеспечения доступа населения к информации, являющейся общественным достоянием.
Впервые в России создается действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам документов федерального, регионального и муниципального уровней. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и тем более муниципальных образований, этот механизм особенно ценен. В библиотеках, в которых открыты ПЦПИ, количество обращений к правовым документам резко возросло. Приведем в качестве примера несколько цифр о работе ПЦПИ.
За три года работы в Центре правовой информации Российской государственной библиотеки обслужено более 33 тыс. человек, выдано более 150 тыс. изданий, выполнено более 60 тыс. справок. Причем до 70 % запросов реализуются в автоматизированном режиме с помощью электронных правовых баз данных. В Смоленске за три года количество посещений ПЦПИ выросло с 3 до 12 тысяч, количество предоставленных справок - с 3,5 тысячи до 14 тысяч. Причем около половины справок предоставляется с помощью профессиональных юристов. В Брянском ПЦПИ в 2001 году гражданам было выдано 44 тысячи экземпляров печатных изданий, 1300 распечаток из электронных баз данных, выполнено свыше 3 тысяч библиографических справок правовой тематики.
Из всех запросов - 20 % по вопросам собственности и приватизации, 20 % - по составлению исковых заявлений, 15 % по вопросам налогообложения, 30 % - по вопросам семейного права. Среди пользователей пенсионеры составляют 58 %, безработные - 15 %, частные предприниматели - 10 %.
Выпускаются информационные бюллетени на темы: «Вопросы местного самоуправления», «Права и свободы человека», «Выборы», «Новости ПЦПИ».
ПЦПИ становятся общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и претензии к местным законам и различным нормативным актам.
Подобное начинание проявила Тульская областная библиотека, организующая в рамках ПЦПИ общественную приемную гражданской законодательной инициативы. В библиотеке организованы сбор и первичная обработка заявлений от граждан о необходимых изменениях, дополнениях в нормативные документы и передача этих заявлений в региональные органы власти. Вместе с тем совершенствование сети ПЦПИ в России требует решения многих проблем. Так, для поддержки и развития информационно-правовых ресурсов и организации оперативного доступа пользователей к ним, использования ресурсов сети Интернет необходимы дальнейшее развитие материально-технической базы центров и использование качественных телекоммуникационных каналов; для решения сложных запросов пользователей необходимо повышение квалификации сотрудников центров; остается недостаточным комплектование фонда ПЦПИ актуальными изданиями (книги и периодика) правовой тематики;
— настоятельно необходимо универсальное лингвистическое обеспечение для обработки правовых изданий и поиска нужных источников в традиционном и электронном виде;
— недостаточное знание и использование аналогичного зарубежного опыта, требуется усиление работы в этом направлении;
— до настоящего времени отсутствуют должные кооперация и интеграция ПЦПИ на всероссийском уровне.
Успешное развитие системы доступа к правовой информации требует создания интегрированной информационной сети, объединяющей всех заинтересованных участников этого процесса.
Необходимо создание корпоративного библиотечного информационно-правового центра на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дальнейшая деятельность ПЦПИ во многом будет зависеть от того, будет ли создан такой технологический управляющий центр (центр-диспетчер), через который будут связаны все ПЦПИ и где можно будет запросить и оперативно найти всю необходимую информацию, предоставить пользователям не только свои ресурсы, но и ресурсы из других источников, а также накопленные совместно корпоративные ресурсы.
Указанные сложности постепенно преодолеваются. Вопрос создания управляющего центра будет решен в декабре 2003 года с вводом в действие портала ПЦПИ. В 2003 году завершено создание Всероссийской ассоциации центров правовой информации.
В Брянске помимо ставших уже «обычными» ПЦПИ в библиотеках и учебных заведениях центры открыты на базе суда Советского района и Брянской торгово-промышленной палаты. Полагаем, что создание центров правовой информации на базе судов общей юрисдикции и третейских судов приведет к созданию новых дополнительных условий для реализации политики государственной и судебной власти в сферах информатизации и информационного обеспечения гражданских институтов демократического общества, направленных на повышение правовой культуры и формирование единого информационного пространства.
В настоящее время Минкультуры России, Спецсвязь России и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» приступили к реализации третьего этапа Программы ПЦПИ, в ходе которого предполагаются 100%-ный охват сетью центров всех субъектов Российской Федерации, интеграция потоков правовой и деловой информации, а также создание центров на базе дипломатических, торговых и иных представительств России за рубежом.
Опыт России по созданию сети центров правовой информации был использован и Республикой Беларусь. В Республике Беларусь основной целью правовой информатизации является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей в правовой информации, обеспечения эффективной управленческой, правоприменительной и правотворческой деятельности, формирования правосознания, правовой культуры, интеграции в мировое информационное пространство. Действующей моделью правовой информатизации в Республике Беларусь является государственная система правовой информации*, созданная и постоянно совершенствуемая НЦПИ Республики Беларусь. Анализ результатов проведения работ по созданию сети публичных центров правовой информации в Российской Федерации показал, что нерешенность проблемы, связанной с чистотой правовой информации, консолидацией правовых информационных потоков, во многих случаях сводит до нуля усилия по созданию компьютерной сети и получению достоверной информации. Однако в отличие от Республики Беларусь (предварительные неоднократные обращения за поддержкой проекта создания ПЦПИ к зарубежным благотворительным фондам, Представительству ООН в г. Минске результата не дали) Российская Федерация при осуществлении проекта создания сети ПЦПИ активно использует финансовую помощь иностранных благотворительных фондов.
Кроме того, что самим НЦПИ Республики Беларусь во исполнение указов Президента Республики Беларусь создана разветвленная комплексная система распространения правовой информации, Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» возложил обязанность по обеспечению свободного доступа граждан к правовой информации, опубликованной в средствах массовой информации, иных печатных изданиях или содержащейся в компьютерных базах и банках данных, в том числе и на публичные библиотеки.
Действительно, публичные библиотеки являются основной категорией библиотек, которые обслуживают большую часть населения и призваны обеспечивать реализацию таких прав граждан, как право на информацию и образование, содействовать повышению общего культурного уровня населения. С другой стороны, сеть общедоступных библиотек практически является готовой инфраструктурой для распространения правовых знаний и правовой культуры в обществе. В областях осуществляются программы компьютеризации библиотек.
Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 1 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565 и признании утратившим силу Указа Президента
_______________________
* Указы Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь»; от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации»; от 1 декабря 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь»; от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь»; от 14 июня 1999 г. № 330 «О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524»; от 3 января 2002 г. № 1 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565 и признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2001 г. № 455».
Беларусь от 25 августа 2001 г. № 455» были внесены изменения в порядок распространения правовой информации, а система распространения правовой информации значительно расширена за счет включения в нее публичных центров правовой информации, создаваемых при библиотеках. Появление новой формы доступа к правовой информации сочетает в себе как сам информационный ресурс, так и возможность доступа к нему и продиктовано, прежде всего, реальным стремлением государства гарантировать гражданам право на доступ к информации. При этом в Указе «под публичными центрами правовой информации понимаются пункты свободного доступа граждан к официальной правовой информации в целях формирования правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву».
Публичные центры правовой информации (ПЦПИ) действуют на территории Республики Беларусь с середины 2000 года. За это время накоплен определенный методологический и организационный опыт их создания и работы.
В целях совершенствования государственной системы правовой информации 18 апреля 2001 г. НЦПИ и Министерством культуры Республики Беларусь подписано соглашение № 8029/2001 о создании публичных центров правовой информации в Республике Беларусь и развитии сотрудничества в области распространения правовой информации. Кроме того, был подготовлен проект распоряжения Главы Администрации Президента Республики Беларусь, касающийся, в том числе, развития работ по созданию ПЦПИ.
13 июля 2001 г. было подписано распоряжение Главы Администрации Президента Республики Беларусь № 61ра «О совершенствовании единой государственной системы правовой информации и межгосударственной системы обмена правовой информацией». Таким образом, государство практически взяло на себя ответственность за создание системы широкого доступа населения к правовой информации.
В соответствии с распоряжением НЦПИ 31 августа 2001 г. разработаны, утверждены и направлены в облисполкомы Типовая программа создания и развития ПЦПИ, а также Положение о ПЦПИ. В соответствии с этим распоряжением НЦПИ передал для создания ПЦПИ 7 копий баз данных на безвозмездной основе, в остальных случаях ЭБДПИ в ПЦПИ устанавливаются и обновляются по ценам ниже себестоимости (фиксированным), что осуществляется РЦПИ, являющимися хозрасчетными филиалами НЦПИ, не получающими бюджетного финансирования. С работниками библиотек сотрудниками РЦПИ постоянно проводятся обучающие семинары.
Процесс создания ПЦПИ не только освещается в СМИ, но и анализируется в статьях научно-практического характера, пропагандируется во время международных и республиканских семинаров и конференций. 23-25 октября 2001 г. в г. Страсбурге (Франция) состоялось 25-е заседание Комитета экспертов по информационным технологиям и праву, где был сделан национальный доклад Республики Беларусь «Правовая информатизация Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития», осветивший вопросы создания сети ПЦПИ на территории государства, что наряду с проектом создания Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь вызвало большой интерес европейских экспертов.
В результате работы, проведенной всеми участниками - НЦПИ (РЦПИ), Министерством культуры, облисполкомами, директорами библиотек, к концу 2003 года было уже создано 124 ПЦПИ.
В Брестской области насчитывается 19 библиотек, входящих в централизованную библиотечную систему, и в 19 из них действуют ПЦПИ. Для Брестской областной библиотеки (равно как и для остальных областных библиотек) поставка и обновление ЭБДПИ проводятся бесплатно, для остальных - за счет местных бюджетов. Все библиотеки получают Национальный реестр правовых актов.
В Гомельской области создан 21 ПЦПИ. Необходимо отметить, что ПЦПИ при Гомельской областной библиотеке был первым в республике, а поскольку управление культуры облисполкома не смогло изыскать даже части средств, самый первый в республике ПЦПИ был создан по инициативе РЦПИ на безвозмездной основе.
В Гродненской области РЦПИ совместно с управлением культуры облисполкома создали ПЦПИ в областной научной библиотеке и в 19 центральных городских и районных библиотеках. В 2001 году на заседании Гродненского облисполкома рассмотрены и приняты положение и программа о создании ПЦПИ в Гродненской области. Мы хотели бы отметить то тесное сотрудничество и взаимопонимание, которое сложилось между РЦПИ Гродненской области и Гродненским облисполкомом, в частности - управлением культуры. РЦПИ совместно с управлением культуры проводится учеба работников библиотек.
В Минской области создано 25 ПЦПИ, которые обслуживаются поквартально. Программа развития ПЦПИ была подписана еще в 2002 году. В течение 2003 года РЦПИ Минской области проведена учеба для сотрудников библиотек, работающих с ЭБДПИ, а также с работниками судебной системы и прокуратуры.
Принятая в 2000 году Могилевским облисполкомом по инициативе РЦПИ Могилевской области и управления культуры области программа рассчитана на создание в течение 2000-2004 годов широкой сети публичных центров правовой информации (30 ПЦПИ до 2004 года). На данный момент в Могилевской области организована работа 14 ПЦПИ. В г. Минске работает 5 ПЦПИ. Остановимся более подробно на опыте работы Витебской области. Витебский облисполком решением № 698 от 22 ноября 2001 г. утвердил программу создания и развития публичных центров правовой информации на 2001-2005 годы и Положение об этих центрах. Положение о ПЦПИ кроме работы по информационным запросам предлагает организовывать библиотечно-информационные мероприятия, которые содействуют повышению правовой культуры населения, проводить исследования по изучению потребностей пользователей в сфере правовой информации и осуществлять рекламу деятельности центров, готовить и рассылать бюллетень новых поступлений ПЦПИ, а также с помощью местной коллегии адвокатов оказывать юридическую помощь населению.
В настоящее время благодаря совместной работе управления культуры Витебского облисполкома и РЦПИ Витебской области в Витебской области созданы и находятся на разных стадиях развития 22 ПЦПИ.
Для граждан создается реальная возможность свободного ознакомления с любым нормативным правовым актом Республики Беларусь. Посетители центров имеют возможность бесплатно получить интересующие их нормативные правовые акты, возместив лишь расходы библиотеки на распечатку указанных материалов.
В 2003 году в соответствии с графиком поставки, согласованным с управлением культуры Витебского облисполкома, РЦПИ передал безвозмездно 7 комплектов ЭБДПИ во вновь создаваемые ПЦПИ, а также в 2002-2003 годах два - компьютера в ПЦПИ при Лиозненской РЦБ и Новополоцкой РЦБ. Ежегодно проводятся семинары-практикумы для обучения работников ПЦПИ работе с эталонным банком данных.
Практика показала, что создание центров оказалось своевременным и нужным. Только за 2003 год количество пользователей, посетивших ПЦПИ при Витебской областной библиотеке им. Ленина, составило 1975 человек, специалистами данного ПЦПИ выполнено 2020 тематических запросов и 920 справок.
После предварительного изучения общественного мнения методом регистрации тем и задаваемых пользователями вопросов с февраля 2002 года ПЦПИ начал проводить публичные тематические консультации. Посетители Центра смогли получить ответы на такие вопросы, как «Наследство», «Соблюдение законодательства при сокращении и увольнении», «Размен, получение, покупка жилья», «Льготы, предоставляемые Законом «О ветеранах», «Выдача кредитов населению Беларусбанком», «Правовые аспекты проживания в общежитиях», «Закон и решение социально-бытовых проблем», «Правовое решение конфликтных ситуаций по месту жительства» и т. д.
В тесном контакте работает ПЦПИ с органами местного самоуправления. Библиотекари Центра по запросам служащих различных отделов исполкома и городского Совета депутатов подбирают методическую литературу в помощь для написания различных рефератов, докладов. Готовят тематические обзоры периодики к семинарам-совещаниям для заместителей руководителей предприятий и учреждений по информационно-воспитательной работе, работают с анкетами Института социологических исследований. Подбирают литературу и готовят выставки для заседаний городского совета по делам религий, городского координационного совета по пропаганде правовых знаний и т.д.
В 2003 году в данном ПЦПИ проведено 7 публичных консультаций (из них - 2 адресных); 18 индивидуальных консультаций; 1 заседание круглого стола. Квалифицированные ответы на свои вопросы по различным правовым темам получили 293 человека. За период с января по сентябрь 2003 года Центр посетили 1470 человек. В планах работы ПЦПИ - создание собственной фонотеки и на ее основе открытие в городской газете рубрики ПЦПИ «Ваш вопрос», где будут печататься ответы на волнующие жителей города правовые темы.
Всего же по состоянию на 1 ноября 2003 г. в республике действуют и находятся в завершающей стадии организации 124 ПЦПИ. До 1 января 2005 г. ПЦПИ планируется создать практически во всех библиотеках, входящих в централизованную библиотечную систему, что также потребует от НЦПИ и заинтересованных государственных органов дополнительных ассигнований на реализацию данного проекта.
Необходимо отметить, что цена на первичную поставку банков данных, устанавливаемых в библиотеках, составила 75 % от их стоимости при покупке на общих основаниях, что позволило сэкономить свыше 3 млн. бюджетных средств, выделяемых библиотекам при первичной поставке им электронных копий ЭБДПИ, и ежегодно экономить свыше 14 млн. бюджетных средств на их актуализации (в действующих ценах). Для решения задачи создания сети ПЦПИ НЦПИ безвозмездно передал в ПЦПИ через Национальную библиотеку Беларуси подборку правовой литературы на сумму свыше 6 млн рублей, а на строительство нового здания Национальной библиотеки перечислено 5 млн. рублей. Кроме того, в ПЦПИ были переданы экземпляры Сборника действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь, Декларации прав человека, иная литература, касающаяся прав человека. Кроме того, во все ПЦПИ безвозмездно направляется по 1 экземпляру каждого непериодического печатного издания, выпускаемого в свет НЦПИ, а также по 1 экземпляру Национального реестра правовых актов, что при стоимости подписки на полугодие 144 тыс. 320 рублей сэкономит для бюджета в среднем (для 100 библиотек) около 29 млн. рублей. Добавим также, что около 60 электронных копий ЭБДПИ поставлено библиотекам бесплатно. Для них же безвозмездно передано более 30 единиц компьютерной техники.
Количество информации, содержащееся в ЭБДПИ (а это не только законодательство Республики Беларусь, но и акты международного права, судебная практика), примерно равно по объему информации, содержащейся в небольшой сельской библиотеке. Таким образом, за счет установки ЭБДПИ значительно улучшилась комплектация библиотек (по отзывам директоров библиотек правовая информация составляет более 60 % всех запросов, осуществляемых библиотеками).
По данным, полученным из областей, обращаемость к ЭБДПИ в центральных областных библиотеках составляет до 30 человек в день, в центральных районных - от 10 до 25 (так, Минская областная библиотека с помощью ИПС «Эталон» за год выполнила около 8 тысяч запросов). Основными пользователями ПЦПИ в Республике Беларусь являются студенты, юристы, работники отделов кадров предприятий и учреждений, субъекты хозяйствования, предприниматели, пенсионеры, экономисты, бухгалтеры, работники правоохранительных органов, государственные служащие.
Основные отрасли законодательства, по которым наиболее часто осуществляются запросы пользователей: налоговое и жилищное законодательство, законодательство о социальной защите населения (льготы и компенсации), лицензирование различных видов деятельности; пенсионное, брачно-семейное и наследственное право; гражданское, трудовое, о государственном устройстве, международные договоры, о статусе беженцев.
При осуществлении проекта возник ряд трудностей прежде всего финансового характера. Многие из них характерны и для России, и для Беларуси. Не хватает финансирования на обновление баз данных, первичную установку, установку компьютеров, подключение к сети Интернет. Значительно облегчила бы доступ к правовой информации и возможность библиотек иметь по два комплекта Национального реестра правовых актов. Оснащение другими официальными изданиями, кодексами позволило бы придать этому проекту действительно общегосударственное значение. Немаловажной для посетителей ПЦПИ оказалась возможность изучить региональное законодательство, что обусловлено желанием знать больше о решениях местных органов управления, в соответствии с которыми происходит уплата местных налогов и сборов, устанавливается механизм предоставления льгот отдельным категориям населения и т.д.
Следовательно, для дальнейшей успешной реализации проекта необходимо:
решить вопрос о подготовке и принятии специальной государственной программы по созданию ПЦПИ, предусмотрев выделение целевого бюджетного финансирования через НЦПИ или Министерство культуры (управления культуры облисполкомов) на приобретение библиотеками Национального реестра правовых актов, иных изданий правового характера, установку и обновление ЭБДПИ, а также создание информационно-телекоммуникационной системы, позволяющей проводить обновление информации ежедневно (по аналогии с уже созданной НЦПИ судебной информационно-телекоммуникационной системой);
шире использовать возможности внебюджетного финансирования (получение спонсорской помощи от зарубежных международных организаций и благотворительных фондов), в том числе через общественные организации (Белорусскую библиотечную ассоциацию), привлечь МИД к поиску возможных партнеров;
активнее пропагандировать опыт создания ГСПИ и, в частности, ПЦПИ на государственном и международном уровне, что, несомненно, будет способствовать формированию положительного имиджа государства в мировом сообществе.
***
Осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных документах Совета Европы и Европейского Сообщества, ООН о доступе к информации, Окинавской хартии глобального информационного сообщества, преодолеть существующий в обществе так называемый «цифровой разрыв», Российская Федерация и Республика Беларусь предприняли реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в право и впервые (в Беларуси - посредством создания единой государственной системы правовой информации, включающей публичные центры правовой информации) нашими государствами создан действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации.
Деятельность ПЦПИ в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции наших граждан и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь. Библиотека создает предпосылки, чтобы стать цивилизованной трибуной для законотворческих дискуссий граждан и общественных объединений и творческой мастерской для развития законодательной базы региона, способной оказать серьезное влияние на повышение правосознания и правовой культуры населения. В конечном итоге это содействует развитию демократии и построению гражданского общества в Союзном государстве. В связи с этим полагаем, что перспективными направлениями сотрудничества являются не только создание приграничных совместных проектов, но и проведение совместных акций по разъяснению различий в законодательстве обоих государств, установку во всех ПЦПИ Республики Беларусь банков данных правовой информации Российской Федерации (они востребованы нашими гражданами и уже установлены в ряде библиотек) и эталонного банка данных правовой информации в ПЦПИ Российской Федерации.
В результате создания ПЦПИ в наших государствах значительно увеличилась возможность получения правовой информации, а, следовательно, это не может не привести к повышению уровня правовой культуры населения. Создание ПЦПИ в регионах дает толчок формированию официальных правовых баз местных органов власти. В свою очередь сбор, систематизация и обмен правовой информацией на местном уровне будут способствовать совершенствованию и ускорению процессов законотворчества местных органов управления и самоуправления. Рост правовой культуры и повышение правовой грамотности населения будут способствовать эффективности применения законодательства, более того, ПЦПИ уже становятся центрами, в которых граждане не только получают консультации по самым насущным правовым вопросам, но и могут участвовать в семинарах, обмениваться мнениями по вопросам применения действующего законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашинский Ю.И., Шлапаков А.Н., Шведов С.П. и др. О проекте создания публичных центров правовой информации для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей населения Республики Беларусь // Проблемы правовой информатизации: Сб. ст. Мн.: НЦПИ, 2000, вып. 3. С. 55-60.
2. Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Захаревич И.А. и др. Публичные центры правовой информации - форпост правовой информатизации // Проблемы правовой информатизации: Науч.-практ. журн. Мн.: НЦПИ. 2001. Вып. 4. С. 143-147.
3. Сатолина М.Н. Об опыте создания, функционирования и развития сети публичных центров правовой информации Республики Беларусь // Вестник молодежн. науч. о-ва. 2002. № 2. С. 31-34.