«« Предыдущая часть документа
.
Активно развивается этот процесс в Республиках Чувашия, Саха (Якутия), Краснодарском и Ставропольском краях, Пермской, Смоленской, Брянской, Кемеровской, Мурманской, Белгородской, Тульской областях.
Например, в ходе реализации проекта «Правовая информатизация Смоленской области» на единой программно-технической основе в области создано около 200 публичных центров и пунктов доступа к правовой информации и отработана технология ее актуализации.
При организации и создании Пермской региональной сети ПЦПИ очень тщательно проработана правовая основа функционирования центров во всех районах области, их взаимоотношений с органами власти и, что самое главное, на месте получена значительная финансовая помощь.
Начато развитие центров правовой информации в специализированных библиотеках для детей и юношества. Одним из первых при поддержке фирмы «Кодекс» был открыт центр на базе центральной городской детской библиотеки в Санкт-Петербурге.
Через проект РФПР «Правовое образование в школе» сделаны важные шаги по включению детских и юношеских библиотек в процесс создания таких центров. РФПР выделил этим библиотекам 150 комплектов учебников для 7-11 классов по основам правовой грамотности для школьников. Министерством культуры поддержаны проекты создания информационно-правовых центров в Новосибирской и Пензенской юношеских, а также Алтайской, Амурской, Калининградской, Нижегородской, Смоленской и Свердловской детских библиотеках.
Министерством поддержаны проекты по открытию ПЦПИ на базе центральных региональных библиотек Тывы, Северной Осетии, Ямало-Ненецкого округа, Амурской, Ивановской областей, а также центров правовой и муниципальной информации в ЦБС Карелии, Татарии, Чувашии, Ставропольском крае, Белгородской, Владимирской, Новгородской, Пермской областях. Ежегодно Министерство организует централизованную закупку и поставку в действующие центры новейшей правовой литературы.
Наряду с финансовой поддержкой отдельных центров Министерство объявило об участии в программе ИОО «Сельская библиотека». В рамках этого проекта предусматривается открытие ПЦПИ на базе 17 ЦБС регионов, входящих в центральный федеральный округ. При помощи РФПР и Московского общественного научного фонда этим библиотекам уже выделена большая партия юридической литературы.
Весной 2002 года первый центр правовой информации был открыт в тюрьме - печально известном «Владимирском централе».
Какие основные выводы можно сделать по результатам опыта правовой информатизации в Российской Федерации?
В апреле 2003 года в ЮНЕСКО была проведена презентация программ ПЦПИ как примера позитивного опыта России в строительстве правового и свободного информационного общества. Программа ПЦПИ является ярким примером реализации положений Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России в части обеспечения доступа населения к информации, являющейся общественным достоянием.
Впервые в России создается действенный механизм реализации конституционного права граждан на доступ к правовой информации, в том числе к официальным текстам документов федерального, регионального и муниципального уровней. В сегодняшних условиях, когда подавляющая часть печатных изданий не доходит до регионов и тем более муниципальных образований, этот механизм особенно ценен. В библиотеках, в которых открыты ПЦПИ, количество обращений к правовым документам резко возросло. Приведем в качестве примера несколько цифр о работе ПЦПИ.
За три года работы в Центре правовой информации Российской государственной библиотеки обслужено более 33 тыс. человек, выдано более 150 тыс. изданий, выполнено более 60 тыс. справок. Причем до 70 % запросов реализуются в автоматизированном режиме с помощью электронных правовых баз данных. В Смоленске за три года количество посещений ПЦПИ выросло с 3 до 12 тысяч, количество предоставленных справок - с 3,5 тысячи до 14 тысяч. Причем около половины справок предоставляется с помощью профессиональных юристов. В Брянском ПЦПИ в 2001 году гражданам было выдано 44 тысячи экземпляров печатных изданий, 1300 распечаток из электронных баз данных, выполнено свыше 3 тысяч библиографических справок правовой тематики.
Из всех запросов - 20 % по вопросам собственности и приватизации, 20 % - по составлению исковых заявлений, 15 % по вопросам налогообложения, 30 % - по вопросам семейного права. Среди пользователей пенсионеры составляют 58 %, безработные - 15 %, частные предприниматели - 10 %.
Выпускаются информационные бюллетени на темы: «Вопросы местного самоуправления», «Права и свободы человека», «Выборы», «Новости ПЦПИ».
ПЦПИ становятся общественными центрами, в которых граждане имеют возможность высказать свои предложения и претензии к местным законам и различным нормативным актам.
Подобное начинание проявила Тульская областная библиотека, организующая в рамках ПЦПИ общественную приемную гражданской законодательной инициативы. В библиотеке организованы сбор и первичная обработка заявлений от граждан о необходимых изменениях, дополнениях в нормативные документы и передача этих заявлений в региональные органы власти. Вместе с тем совершенствование сети ПЦПИ в России требует решения многих проблем. Так, для поддержки и развития информационно-правовых ресурсов и организации оперативного доступа пользователей к ним, использования ресурсов сети Интернет необходимы дальнейшее развитие материально-технической базы центров и использование качественных телекоммуникационных каналов; для решения сложных запросов пользователей необходимо повышение квалификации сотрудников центров; остается недостаточным комплектование фонда ПЦПИ актуальными изданиями (книги и периодика) правовой тематики;
— настоятельно необходимо универсальное лингвистическое обеспечение для обработки правовых изданий и поиска нужных источников в традиционном и электронном виде;
— недостаточное знание и использование аналогичного зарубежного опыта, требуется усиление работы в этом направлении;
— до настоящего времени отсутствуют должные кооперация и интеграция ПЦПИ на всероссийском уровне.
Успешное развитие системы доступа к правовой информации требует создания интегрированной информационной сети, объединяющей всех заинтересованных участников этого процесса.
Необходимо создание корпоративного библиотечного информационно-правового центра на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дальнейшая деятельность ПЦПИ во многом будет зависеть от того, будет ли создан такой технологический управляющий центр (центр-диспетчер), через который будут связаны все ПЦПИ и где можно будет запросить и оперативно найти всю необходимую информацию, предоставить пользователям не только свои ресурсы, но и ресурсы из других источников, а также накопленные совместно корпоративные ресурсы.
Указанные сложности постепенно преодолеваются. Вопрос создания управляющего центра будет решен в декабре 2003 года с вводом в действие портала ПЦПИ. В 2003 году завершено создание Всероссийской ассоциации центров правовой информации.
В Брянске помимо ставших уже «обычными» ПЦПИ в библиотеках и учебных заведениях центры открыты на базе суда Советского района и Брянской торгово-промышленной палаты. Полагаем, что создание центров правовой информации на базе судов общей юрисдикции и третейских судов приведет к созданию новых дополнительных условий для реализации политики государственной и судебной власти в сферах информатизации и информационного обеспечения гражданских институтов демократического общества, направленных на повышение правовой культуры и формирование единого информационного пространства.
В настоящее время Минкультуры России, Спецсвязь России и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» приступили к реализации третьего этапа Программы ПЦПИ, в ходе которого предполагаются 100%-ный охват сетью центров всех субъектов Российской Федерации, интеграция потоков правовой и деловой информации, а также создание центров на базе дипломатических, торговых и иных представительств России за рубежом.
Опыт России по созданию сети центров правовой информации был использован и Республикой Беларусь. В Республике Беларусь основной целью правовой информатизации является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей в правовой информации, обеспечения эффективной управленческой, правоприменительной и правотворческой деятельности, формирования правосознания, правовой культуры, интеграции в мировое информационное пространство. Действующей моделью правовой информатизации в Республике Беларусь является государственная система правовой информации*, созданная и постоянно совершенствуемая НЦПИ Республики Беларусь. Анализ результатов проведения работ по созданию сети публичных центров правовой информации в Российской Федерации показал, что нерешенность проблемы, связанной с чистотой правовой информации, консолидацией правовых информационных потоков, во многих случаях сводит до нуля усилия по созданию компьютерной сети и получению достоверной информации. Однако в отличие от Республики Беларусь (предварительные неоднократные обращения за поддержкой проекта создания ПЦПИ к зарубежным благотворительным фондам, Представительству ООН в г. Минске результата не дали) Российская Федерация при осуществлении проекта создания сети ПЦПИ активно использует финансовую помощь иностранных благотворительных фондов.
Кроме того, что самим НЦПИ Республики Беларусь во исполнение указов Президента Республики Беларусь создана разветвленная комплексная система распространения правовой информации, Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» возложил обязанность по обеспечению свободного доступа граждан к правовой информации, опубликованной в средствах массовой информации, иных печатных изданиях или содержащейся в компьютерных базах и банках данных, в том числе и на публичные библиотеки.
Действительно, публичные библиотеки являются основной категорией библиотек, которые обслуживают большую часть населения и призваны обеспечивать реализацию таких прав граждан, как право на информацию и образование, содействовать повышению общего культурного уровня населения. С другой стороны, сеть общедоступных библиотек практически является готовой инфраструктурой для распространения правовых знаний и правовой культуры в обществе. В областях
Следующая часть документа »»